«Большая глина» Урса Фишера

экскурсия


Это, кажется, почище женщины с зелёным лицом мэтра нашего Матисса?

Два безоблачных дня подряд разноцветные санинбановцы собирались на Болотной площади.
Рядом кипели страсти и разверзались бездны, которые Светлана Максимова отводила от нас всепонимающей рукой.

А мы говорили о неожиданном: о древних китах и слонах, вечном мороженом и уральских скалах в бликах воды.
Ведь есть же что-то вне времени. Хотя о времени как раз и стоит говорить.

Начнём с самого главного: а как вообще возникло современное искусство и так ли оно провокативно, как об этом принято рассуждать.

Ведь помнится время, начиная с середины 19 века, когда публика была глубоко возмущена появлением каких-то недоучек-импрессионистов, покинувших насиженные мастерские (где и уместно твориться таинству живописи) и вылезших мазать свою мазню в поля.
Действительно, очень напрягает: ведь никто и никогда не делает ничего серьезного на обочине дороги, просто накидывая цветные пятнышки на холст.

А следом достойную публику обплевали цветом разнузданные фовисты: там у них один Матисс чего стоил — где вы видели женщин с зелёным лицом?!

Потом мир выродил чокнутых кубистов и противных некрасивых дадаистов.

А дальше вообще всё пошло вразнос: неумехи-футуристы, возмутительные абстракционисты и абсолютно оторванные от реальности минималисты, о которых вообще непонятно что и думать.

Что все это такое?? И кто тут нагло щекочет нам нервы???

Но изменения в классическом искусстве начались неспроста.

До этого художники и скульпторы сосредоточились на изображении зримой реальности и очень в этом преуспели.
Вот то искусство, к которому мы так привыкли и которое восхищает нас филигранным мастерством.
Это было время романа с материальными предметами.

Век 19-й поставил на этом этапе жирную точку.

Потому что возникли другие вопросы: а как сделать всё это великолепие живым? Как оживить материю, передать ветер, запах, звук, движение, мимолетное впечатление?
Как нарисовать сон, маету, любовь, раздражение, состояние возвышенного парения?
Как передать дух времени — скорость, рёв моторов, страх одиночества в растущих городах?

Как с помощью искусства заглянуть за пределы человеческой жизни и человеческой формы?
Как передать духовные поиски?

Не было никакой случайности в духовной жажде познания самих себя и поиске ответов на самые важные вопросы: кто я и что здесь делаю?

Правда, выглядело это странно и непонятно на фоне традиционного искусства.
Публика была шокирована и возмущена.

Новое искусство казалось отвратительным, потому что оно не похоже на старое, одобренное временем.
Дебаты и возмущения разворачивались примерно такие, как у нас сейчас в Москве по поводу Глины №4 Урса Фишера.
Всем всё не нравилось — ишь, свет они ищут, ветер, понимаешь, да просто рисовать как надо не умеют — так и признались бы, а то вертят хвостами, следы заметают.

Провокация ли это со стороны художников? С одной стороны, нет — они ищут то, что их волнует.
С другой стороны, да — потому что они рушат привычный мир, а это больно.

Авангардисты любых времён и народов движутся по неизвестной территории, до них там никто не ходил, такого языка не существовало — они первопроходцы.
Новые языки и места так пугают, мы же не знаем, чего от них ожидать, а инструкцию нам не выдали.

А как у нас в стране? Где мы были, когда на всех парах по 20 веку мчался паровоз нового искусства?
Успели ли мы в него заскочить?

Русский авангард 10-20-х годов протрубил о приходе нового века и был благополучно отловлен и связан по рукам в 30-е. Обьявили только один вид разрешённого искусства — полезный и понятный соцреализм. Ну и, само собой, то, что исторически этому предшествовало — в бронзовых рамах с завитушками.

Всё.

Вот культурный код, который мы впитали. Всё, что ему не соответствует — чужое, некрасивое, странное и непонятное.

На паровоз мы не успели и до сих пор мнёмся на лесистом полустаночке, не имея никаких способов взаимодействия с изменившимся искусством.

Мы приходим в музей (галерею/площадь), для того чтобы найти привычный культурный код и константу красоты — ведь так приятно, что хоть где-то есть постоянство.

А находим там Глину №4.

Эй, на полустаночке, что делать-то будем?)

Это, кажется, почище женщины с зелёным лицом мэтра нашего Матисса?

отзывы участников:

Спасибо за чудесный день и такую теплую, красивую и - не побоюсь этого слова - умную компанию ) Редкое для меня ощущение - я всех вижу в первый раз, но как будто среди своих, поэтому мне было легко делиться своими ощущениями.
Как ни странно, для меня самым ценным было то, что арт-объект сотворил это маленькое чудо: собрал вокруг себя столько замечательных людей, уже за этот повод поспорить / пообщаться / поделиться / прикоснуться к своим чувствам - спасибо ему.
Наталия Шатухо
Как только эта скульптура появилась, она сразу вызвала у меня симпатию и любопытство. Читала дискуссии и споры и вообще не понимала, why and wtf? :)))
Надо, думаю, идти знакомиться, а в итоге сходила я не одна, а в чудесной компании, словила удачу в информационном поле фб. Спасибо большое Liva Tagira и Светлана Максимова и всей компании прекрасных людей. С вами знакомство действительно состоялось.
Прилагаю фото, мой абсолютный фаворит - лицо женщины в профиль, обращённое в небо. Разглядела его уже потом дома.
Вы же его тоже видите?:)
Елена Соколова
Спасибо за прекрасную экскурсию и за людей, который вы собираете вокруг себя! Это сплошное любование красотой внешней и внутренней! Такое роскошное пиршество случилось, когда мы по очереди делились своими впечатлениями. Взаимообогащение. Благодарю сердечно всех участников!
Впечатления от скульптуры живут внутри и я чувствую, как происходит трансформация и разрешаются мои старые вопросы к Творцу.
И какое счастье, что творцы имеют мужество творить не смотря на порой крайне негативную обратную связь.
Как беден и пуст стал бы наш мир, если бы призывы уничтожить все, что оскорбляет чьи-то чувства воплощались в жизнь.

Юна Южева

Спасибо большое за время со всеми вами! Был очень рад воочию вновь вас увидеть! И спасибо за экскурсию внутрь себя!
Николай Майоров

После нашей встречи я познакомилась на улице с девушкой и мы ещё 6 часов гуляли по городу и общались об искусстве и творчестве, будь-то знали друг друга много лет и давно не виделись. Искусство объединяет!
Женя Кожина
Как прекрасно, что вы Светлана Максимова , Liva Tagira нас пригласили на это пиршество! Спасибо! Было здорово! Санинбановцы - настоящее братство!
Скульптура - грандиозная в своей социокультурной много(неодно))значности - ошеломляет и поглощает! Мне кажется, что это пространство опустеет и затоскует без неё!
Галина Мирош

После экскурсии привела своих друзей к Глине. И никто, никто не увидел в ней какашку. Вот что я услышала: монтажная пена, скалы, воздушная кукуруза, очень легкая скульптура. (Образование: филологи и матфак, возраст 47). Вот так!
Света, Лива, какие вы молодцы! Какие вы смелые! То что вы делаете нереально круто и для нашей страны, я бы сказала революционно!
Елена Большакова
Я очень люблю абстракцию и в картинах и в скульптуре , и вот в Москву приехала нашумевшая “Большая глина N4” Урса Фишера… захотелось не только посмотреть, но и что-то узнать…
Кто лучше всего расскажет о современном искусстве?
Конечно человек, который специалист в этом вопросе.
Я сегодня отправилась на совершенно чудесную экскурсию с Liva Tagira и Светлана Максимова, в Арт-мастерская SUN in BUN!
Полагаю, что рассказать лучше я не смогу и не буду этого делать, а вот фотографии над которыми можно подумать я сделала….
Спасибо замечательному «Sun in Bun», как обычно увлекательно, эмоционально и совершенно балдежно!
Анна Вольфсон

фотогалерея:

фотографии Анны Вольфсон, Николая Майорова, Юны Южевой, Светланы Максимовой