интервью с художником

НАТАЛЬЯ КИРСАНОВА

приехала из Латвии, где училась на психолога, работала секретарем, воспитателем, учителем, сейчас — мама, жена, любит фотографировать и рисовать. В SUN in BUN c 2017 года, участник выставки дилетантов «Дверь открыта» (2018) 
выпускник курсов «Настоящий визуалист», «Тайны цвета»
Всякое дерево узнается по плодам его. В нашем случае «плоды» — это наши студенты! Их истории в чём-то похожи, а чем-то разительно отличаются! Важно одно — они осознали, что уже не могут «молчать» и разрешили себе стать частью современного искусства.

— На выставке «Накопитель» 40 человек должны «дышать» в унисон, чтобы получить единое поле для визуального высказывания. Каково чувствовать себя частью сообщества, которое работает на одну идею? 

Приятно быть частью сообщества единомышленников. Единомышленники- словно продолжение тебя самого, только в теле другого человека, те, кто чувствуют в унисон, кому ты можешь довериться. В таком сообществе даже самая невнятная идея, когда попадёт в унисон и резонирует, может обрести не просто голос, но, пожалуй, крик, который будет услышан стоящими поблизости, но пока не причастными к общей идее. И кого-то из них, пожалуй, идея тоже увлечёт, когда они расслышат этот крик. Так круг единомышленников начнёт разрастаться новыми участниками, а это здорово!

— Как, по-твоему, выглядит память?  

Память — это река, поток которой неумолимо стремится вперёд, набирая скорость и увеличиваясь в объёме. И пусть это был хилый ручеёк, берущий начало от крохотного родника, но на данном этапе жизни — это уже вполне широкий и сильный водоём. В любой момент времени можно остановиться и рассмотреть отдельный участок реки памяти, увидеть дно, камни, песок, почувствовать температуру воды, скорость течения. Участок реки я выбираю сама, либо это делает какой-то сигнал из внешнего мира. Вот, едва уловимый запах воскресил в памяти детские воспоминании о стогах запрелого сена, смехе друзей, весёлой игре, я могу тщательно изучить этот участок реки, рассмотреть пейзаж, прислушаться к разговорам. Чем чаще возвращаешься к конкретному участку реки памяти, тем прозрачнее там вода, богаче дно, всё наполнено запахами и ощущениями. Если же давно не возвращалась к этим воспоминаниям, то со временем вода мутнеет, картинка расплывается, камешки на дне исчезают, остаётся лишь ощущение потока, который неумолимо уносит вперёд и нет сил ему сопротивляться.

— Твоя работа может храниться очень долго. Как думаешь, если ее увидят зрители в 3019 году, то, что они подумают?  

Вау! 1000 лет- это так много! Может быть люди очень изменятся и о нашем времени  будут иметь весьма смутное понятие. Тогда, глядя на мои картины, они подумают, что это автопортрет или портрет моей семьи, а может пейзаж за окном, который я видела 1000 лет назад. А может, они подумают, что это какое-то экзотическое блюдо и попытаются его попробовать или же подумают, что в те незапамятные времена были такие облака, а когда случались осадки, то такие штуки падали на землю! :)

— Кстати, а как ты представляешь человека будущего? Опиши его. Чем он отличается от нас?
Думаю, что если человечество выживет через 1000 лет, то, наверное, оно всё-таки научится бережно относиться к природе, покончит с войнами, победит болезни. Всё будет компьютеризировано и механизировано, а людям останется только заниматься наукой и культурой в своё удовольствие. Во всяком случае, хочется в это верить. К сожалению, как показывает история, меняются лишь декорации, а люди остаются прежними, и может статься, что через 1000 лет на земле ничего и никого уже не будет…
Тонко, глубоко, интеллигентно, бережно — вот позывные Наташи!
Лива Тагира

— Кто из великих художников тебе очень интересен или близок по духу? Если бы у тебя была возможность с ним поговорить, то какие вопросы ты бы задала?  

Трудный вопрос… Я очень стеснительный человек и наверняка бы сконфузилась в присутствии великого художника. Многие художники мне интересны. Например, Жан-Мишель Баския. Его работы очень яркие, эмоциональные, волнующие и искренние. Я бы его спросила о том, хотел бы он прожить свою жизнь по-другому? Изменил бы он что-то? Или то, какой была его недолгая жизнь — это опыт, что был необходим для творческого вдохновения? Был ли он когда-нибудь на 100% счастлив? Смог бы он стать счастливым без творчества, и, что в таком случае, дарило бы ему радость?

— Какое главное открытие о себе и мироустройстве у тебя случилось во время занятий в Арт-мастерской SUN in BUN и работы над проектом?

Моё главное открытие — я могу рисовать и это мне нравится! Да, я не заканчивала именитых школ искусств, я никогда не стану ни Брейгелем, ни Гогеном. Но есть я, и мне нравится просто взять краску и размазать её кисточкой по холсту — это кайф! И пусть этот безумный жёлтый будет картиной для никого, этот безумный жёлтый — картина для меня! Это я в состоянии экстаза вожу кисточкой! Это картина для меня, и потом, когда я её случайно найду через много лет, засунутую зачем-то за шкаф, это у меня в голове оживёт тот летний солнечный день, когда под безумный плейлист, я рисовала нечто на холсте и была безмерно счастлива! Именно в SUN in BUN я начала понимать многих неклассических (в моём понимании) художников, чувствовать их звуки и интонации. И пусть это ещё не полноценное владение языком, но блин, я уже знаю (даже не так), я уже ощущаю, что просто точка на листе может быть законченным произведением! И если раньше я видела просто испачканную бумагу нерешительной и еле заметной точкой, то теперь — это существо, глубоко переживающее одиночество, беззащитное перед огромным миром, готовое умереть, раствориться от ощущения своей слабости. Поставлю с ней рядом жирную, тёмную, уверенную точку, и вот, эта первая точка уже не одинока, она под защитой, и ей уже почти нестрашно. Я стала понимать и чувствовать, что, например, не только портрет, нарисованный с фотографической точностью, может являться бесценным произведением искусств, но и квадрат, и линия, и даже точка! Можно сказать, что SUN in BUN наполнил новыми смыслами, красками, запахами мою жизнь, распахнули дверь к новым чувствам! И да, я заметила, что про SUN in BUN хочется писать с восклицательными знаками! 😊Лива и Света, спасибо вам за это!

— Глядя на твои работы, можно сказать, что тебя волнует одновременное существование в разных мирах. Так ли это?

Мне кажется, что я никогда на 100% не существую в этом реальном мире. В моей голове постоянно витают какие-то мысли, воспоминания, фантазии. Всё это наполняет мою жизнь множеством миров и смыслов. Порой надо привязывать к ногам что-то тяжёлое, чтобы однажды случайно не улететь…

Блиц опрос
  1. представься тремя словами
    исчезающая,
    стремительная,
    осторожная…
  2. три любимых занятия, от которых тебя «за уши не оттащишь».
    читать книги (хотя в последнее время я открыла для себя удобство аудиокниг, когда можно, например, заниматься домашними делами и одновременно слушать книгу),
    фотографировать, особенно что-то новое, в незнакомом месте, в незнакомой стране, это как создать закладку, зафиксировать что-то, что меня особенно заинтересовало, восхитило, и что хотелось бы в последствии самой пересмотреть или показать другим,
    рисовать красками, особенно яркими!
  3. три цели, которые вдохновляют
    мне скорее нравится сам процесс. А результат- как приятный бонус. Энергия внутри меня рвётся наружу, а когда я рисую, то могу немного отвинтить невидимый кран, выпустить немного энергии и сбросить нарастающее давление.
  4. три ингредиента успеха
    мне кажется, что это должен быть какой-то безумный коктейль фантастического цвета. Определённо, основные составляющие коктейля — прозрачные кубики льда, кружок ярко-оранжевого пахучего апельсина и шампанское с миллионом серебряных пузырьков
  5. три вопроса Пабло Пикассо
    я бы спросила про картины, которые он ещё не нарисовал, про то, о чём художник сожалеет…
  6. три ассоциации со школой SUN in BUN
    большая семья,
    солнечный день,
    групповая медитация!