Пресса и СМИ

Колонка Ливы Тагира о цвете в журнале L'Etoile (№2, 2018)

ГОСПОДИН ФИОЛЕТОВЫЙ ИЛИ ВЕЛИКИЙ МИСТИФИКАТОР 

ВНИМАНИЕ!

Аккуратно, очень аккуратно! С такими как он не знаешь чего и ожидать.

Нонконформист, адепт сверхъестественного и великий мистификатор! 

Фиолетовый пригоден к бытовому использованию только «грязным» и выцветшим. А пока он чист и полон сил, вряд ли кто решится приблизиться к нему на расстояние выстрела: примерно так сторонятся могучих колдунов и всезнающих магов!

ОТЦЫ-ОСНОВАТЕЛИ

Вот он, истинный цвет ночи, воплощение тайны и непостижимости бытия! Он рождён двумя противоположностями – синим и красным – которые, по сути, как Арктика и Антарктида, не должны были встретиться друг с другом лицом к лицу. 

Однако страстный, прожорливый красный и отстраненный, ни в чём не участвующий синий станцевали странный совместный танец, произведя на свет невиданное существо – фиолетовый!

ФАКТЫ И МАГИЯ

Хм, только и выдавим мы, открыв учебник физики для изучения вопроса. 

Читаем: фиолетовое излучение обладает самой короткой длиной волны из всех видимых цветов, самой высокой частотой и самыми энергичными фотонами – еще чуть-чуть поднажать в сторону ультрафиолета, и мы перестанем его видеть! 

Ого-го! Стало быть, это явление на грани реальности – наверное, в эту область удаляются прочь от людей утомленные волшебники! Это пространство духовных открытий и просветления, сюда не допускают проходимцев! Так вот почему фиолетовый  цвет притягивает экстраординарных личностей со всем их комплектом талантов мистического и артистического толка: самый насыщенный вариант этого цвета по плечу только гигантам мысли и титанам духа! Поговаривают, что Вагнер сочинял свои могучие оперы в комнате с фиолетовыми шторами, а Леонардо да Винчи советовал применять фиолетовое освещение для взбадривания мыслительных процессов.

ВЕРНАЯ ПРОПОРЦИЯ

Вот только «сколько вешать в граммах» красного и синего, и так ли уж это важно? И какой именно цвет можно назвать «настоящим» фиолетовым? Вот здесь нас ожидают любопытные находки! Чем больше красного вмещает фиолетовый, тем более страстным, энергичным и навязчивым он становится – игнорировать невозможно! В синеватых оттенках фиолетового гораздо больше достоинства и утонченности, они не участвуют в событиях, созерцая их течение со стороны. 

Но ведь может случиться и так, что красного и синего нам выдали поровну: самое горячее и бурное соединено с самым холодным и бездействующим – в равных пропорциях! Многие из нас приходят в смятение, столкнувшись с истинным фиолетовым, демонстрирующим столь выразительное раздвоение личности! Конечно, мы гораздо увереннее чувствуем себя, когда одна из сторон берет верх над другой! А с неопределённостью пусть разбираются волшебники. 

Если же мы с вами рискнем вообразить интенсивно-фиолетовый интерьер, то поневоле облачим его в бархат и шелка, позаботившись и о непременном громоздком зеркале в золоченой раме. Зачем вся эта роскошь? Нельзя ли ограничиться проверенным минимализмом? И сами себе ответим: «Нельзя. Ведь истинный фиолетовый – это нектар богов, и простым смертным его не подают. Будьте добры, золота и шелков, пышности и великолепия!»

А ведь так оно и есть.  Если вы всерьёз возьметесь за действительно современный интерьер и решите во что бы то ни стало использовать фиолетовый цвет, то вам придется выступить в роли киллера и придушить его самым безжалостным образом! Лишь слабые отголоски приглушенных оттенков, где и фиолетового-то почти не осталось, станут вашим спасением: чертополох, вереск и черничное мороженое. Иначе, поди уживись с этим обиталищем небожителей! 

 ДРУЗЬЯ, ПАРТНЕРЫ, СОЮЗНИКИ

Про черничное мороженое отдельная песня: вот замшевый баритон обволакивает пространство и обещает полное расслабление и полет в неведомые дали. Вы немедленно расслабляетесь и парите под черничными облаками. Погодите, посмотрите по сторонам – какого бы нам прихватить оттенка, чтобы вкус черничного мороженого стал еще ягоднее? Ну? Правильно! Табачного нам! Благородного хрипловатого табачного! И ещё чуточку какого-нибудь замысловатого глухого оранжевого – самую малость, как цукат из апельсиновой корочки после ужина! 

Вот, с этим мы справились.

Но нас же еще ожидает целый отряд невнятных приглушенных пасынков фиолетового: сизый, антрацитовый, баклажанный, сливовый

Всё это мирные граждане, с ними можно жить. Просто нужно снабжать их правильным гарниром. Бежевые, серые, приглушенно-зеленые и глубокие красные вполне водят с ними дружбу. Эти сочетания скромны, обстоятельны, тихи и надежны, как пожилая супружеская чета на октябрьской набережной. 

И, наконец, мы подобрались к эфемерным и гипнотическим разбеленным оттенкам фиолетового – лавандовому и сиреневому. Здесь нас ждёт сплошное волшебство, которое и описать-то почти невозможно! Сказка и тайна в чистом виде.

Хотя, есть один поэт детского возраста, которому удалось подобраться к сиреневому близко-близко и не вспугнуть его!

КЛАРА ТАГИРА, без названия. 

Коралловое солнце

Уже у горизонта,

И нам видны сиреневые дали.

Мы босиком пройдёмся по сиреневому лугу,

Нам сумерки опомниться не дали.


И в этот час забыты все советы –

Над нами есть сиреневое небо!

Сиреневые сумерки

Нас за собой позвали

И что-то обещают нам за это.

 

Над нами пролетают

Сиреневые птицы,

Над нами только небо в целом мире!

И есть над горизонтом

Сиреневые дали,

Они как будто даже стали шире.

 

Скорее подойди ко мне поближе,

В бинокль посмотреть давно уж надо!..

На том краю

Сиреневой-сиреневой поляны

Сиреневого видишь леопарда?..

Колонка Ливы Тагира о цвете в журнале L'Etoile (№1, 2018)

МИСТЕР ЖЁЛТЫЙ

Выдайте любому ребенку лист бумаги и желтый фломастер – и он тут же нарисует вам лучистый круг, и сияние этого солнца будет вполне взаправдашним! 

Чувствуете, как оно устремляется к вам, как бы отрываясь от поверхности бумаги? 

Да-да, это особенное свойство гражданина Жёлтого: как бы далеко он не находился, он почему-то всегда оказывается рядом с вами. 

Желтый, как дорогой друг, истосковавшийся в разлуке, моментально преодолевает пространство, и вы оказываетесь в эпицентре энергии непреодолимой силы, исходящей от него - согревающей и будоражащей!


"Погодите, погодите", - прервёте вы меня. "О каком именно Жёлтом идёт речь?"  Этих Жёлтых целый отряд: от Соломенных до Лимонных, от Золотистых до Горчичных. Это кто же из них такой энергичный?  

Здесь я открою список всех мыслимых и немыслимых цветов и оттенков, но выберу лишь один – истинно Жёлтый. Тот самый, что сэр Исаак Ньютон углядел во время своего опыта, пропустив луч солнечного света сквозь стеклянную призму. То, что он увидел на белом экране, было похоже на радугу – только гораздо ярче - а радуга всем нам близка и знакома! Немыслимо яркие и абсолютно чистые цвета, соединяясь в непрерывную ленту, предстают перед нами. Среди них есть и наш знакомец Жёлтый, впрочем, я буду права, если назову его Ослепительно-Жёлтым!  Именно он ведёт себя столь необузданно, что мы не в силах сопротивляться силе его излучения.  Он легко перерождается и становится острым и назойливым, подобно ослепительному южному солнцу, кажущемуся особенным испытанием для блеклых северных тел.

Если бы мы с вами смогли представить Жёлтый как звук, и подыскивали бы подходящие инструменты, которые могут извлечь из себя что-то подобное, то нам было бы очень любопытно узнать, как это описывал на заре ХХ века Василий Кандинский, художник и отец абстракционизма: «Это свойство жёлтого цвета … может быть доведено до невыносимой для глаза и души силы и высоты. Звучание при этом… похоже на все громче становящийся звук высокой трубы или доведенный до верхних нот тон фанфары».

А вот теперь представим ослепительно-желтое платье или, чего уж скромничать, ослепительно-желтый диван! Можно себе представить, как он вывернет пространство наизнанку! Энергичный диван единым броском перепрыгивает отделяющую вас границу и феерично сияет, отбрасывая отблески на все доступные поверхности! Будем ли мы видеть его боковым зрением, внимательно вглядываясь в монитор компьютера? О, да! Да мы будем видеть его даже спиной! Ну, а платье? Аналогично! Его обладательнице придется иметь при себе непробиваемое пальто для своевременного успокоения утомленных солнцем!   

Если с Ослепительно-Жёлтым нам всё понятно, то чего же нам ждать от остальных многочисленных оттенков желтого? А вот здесь нас как раз ждут любопытные истории!

Если жёлтый проделывает некоторый путь в сторону оранжевого, то его личность меняется самым удивительным образом!

Бархатистый, королевский, роскошный, благородно сияющий Шафранно-Жёлтый! Он дарит ощущение надежды и радости, оглаживая своими львиными жаркими  лапами серо-коричневые будни нашей северной страны. Он напоминает нам горячий марроканский песок, солнечное утро Тосканы, запахи индийских специй и закат в мексиканской пустыне! Мы купаемся в солнечном свете, тягучем как сироп, и вслушиваемся в сказки неведомых стран. Король-Солнце! Вот так бы тебя и назвать, волшебный Шафранно-Жёлтый, прихватив это имя у Людовика XIV! Мы купим себе толстовку и пухлый шарф, мы сошьем бархатную подушку и покрасим стену, мы станем гораздо счастливее с тобой, Король-Солнце!  За тобой стоит целая вереница золотистых, охристых, янтарных и песочных оттенков, дарящих свет и тепло, помогающих преодолеть уныние и простуду!

А теперь, наоборот, пройдем пару шагов от изначального жёлтого в сторону зелёного. Одна скромная капля зеленого радикально меняет личность гражданина Желтого! Непростые ребята Лимонно-Желтый, Сернистый и Жёлто-Зеленый. Лазерные, ненадежные и пронзительные – даже скулы сводит! В них абсолютно отсутствует глубина, они ничуть не собираются нас успокоить, скорее, наоборот, свистят, как встревоженные канарейки! Если хочешь быть неотвратимой как лазер, и неумолимой как Дарт Вейдер – носи их с черным! Эффект обеспечен! Тебя смело можно будет причислить к боевым осам и энергетическому оружию! Зона поражения не зависит от метеорологических условий! Впрочем, и беззаботными Желто-Зелёные тоже могут быть - и свежими, как весенний ветерок. Секрет прост – беззащитный розовый, экзотично-фиолетовый и сдержанно-бежевый!  Взвешивать по одному! В сочетании с розовыми и малиновыми оттенками Желто-Зелёный приобретёт особенную нежность и беззаботность. В паре с фиолетовым и лавандовым он станет пикантным и тропическим. В союзе с бежево-серыми оттенками он утеряет навязчивую пронзительность и выступит в роли экстравагантного интеллигента.   

Признаюсь, что я обожаю гражданина Жёлтого и могу часами вести беседы о нём, но пространства журнальных полос ограничены, да и невозможно охватить одним махом все оттенки этого солнечного королевства! Мы просто потихоньку наполним наши дни чашками цвета подсолнечника, золотистыми тапочками, горчичными шторами и лимонными пальто!   

О Sun in Bun в июльском номере L'Etoile

ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ!

«Sun in bun» - новая художественная школа, основателями которой являются художник Елена Иванова-Тагирова, коммерческий фотограф Ирина Белоносова и арт-фотограф Светлана Максимова. Абстрактная живопись, перформансы, коллажирование, создание ассамбляжей и арт-объектов открывают удивительные возможности в самовыражении художников всех возрастов и любого уровня подготовки. Эффективные обучающие программы и вдохновляющие мастер-классы помогают быстро освоить особый язык - язык визуальных образов.
Вы думаете, что не умеете рисовать? Из «Sun in bun» вы уйдёте с лично созданным шедевром! И еще кое-что: приходить в школу можно как регулярно, так и разово - на мастер-класс, дабы получить заряд энергии и вдохновения!

Интервью Ливы Тагиры в журнале TOP Beauty

Изображение одного явления

Постановщик фотосъемок модных журналов для Школы и преподаватель современной PHOTOPLAY фотографии Лена-Иванова Тагирова рассказала, как, не притрагиваясь к кисти, холсту и даже фотоаппарату, можно сотворить прекрасное.

Фотодело

Я являюсь арт-директором, постановщиком съемок для модных журналов и преподаю несколько курсов и мастер-классов в Школе современной фотографии PHOTOPLAY. Моя специализация — это fashion-съемка, а также коммерческая и рекламная фотография. Школа PHOTOPLAY – одна из ведущих фотографических школ страны. Школа представляет несколько профессиональных образовательных программ, которые дают возможность начать профессиональную карьеру фотографа. В PHOTOPLAY много современных студий, позволяющих реализовать самые разные идеи и замыслы.

Модельные тесты

Мой распорядок дня зависит от двух аспектов — от расписания занятий, которые я веду, и от съемок для изданий. Все, кто хочет сделать карьеру в модной журнальной фотографии, начинают со съемок модельных тестов. Это очень хорошая возможность для новичков, во-первых, "набить руку", во-вторых заполучить себе в портфолио интересные лица, которые через некоторое время могут стать топ-моделями. В моей практике такое случалось не раз, самое значительное имя — это, пожалуй, Даша Строкоус.

Свой метод

Тема моих занятий – это стиль и мода, визуальные коммуникации. Я не ставлю задачу “учить” или просто передавать информацию слушателям. Мой основной метод - это передача энергии, которая запускает творческие механизмы. Для меня важно дать возможность критично взглянуть на существующий бесконечный «поток» визуальной информации. Стараюсь заинтересовать каждого слушателя кинематографом, изобразительным искусством, вне зависимости от того, будет человек фотографировать для модных журналов или нет. Cо многими студентами мы часто работаем над совместными проектами. Речь идет об очень разных с стилистической точки зрения образах. В школе PHOTOPLAY я постоянно сталкиваюсь с перспективными молодыми фотографами. Кто-то перспективен благодаря своему оригинальному виденью, а кто-то, делая первые шаги в фотографии уже способен визуализировать сложные образы. У нашей школы и журнала TOPBEAUTY есть совместная программа, позволяющая талантливым студентам стажироваться и публиковаться в журнале.

Подшивка

Я родилась в городе Уфе. Там же училась на живописном отделение училища искусств. Детство было замечательным. Мне очень запомнилось время, когда я приезжала в маленький городок Сибай, среди уральских гор, где жили мои бабушка и дедушка. Я бывала там каждое лето, мы жили в большом доме, который построил мой дед Петр Алексеевич. Он был бухгалтером-художником, через него проходили все товары, которые прибывали в город, прежде чем попасть на прилавки, в том числе и краски. В середине 80-х, в момент тотального дефицита, у него были немецкие краски, которые достать было практически невозможно, они отличались какими-то сумасшедше яркими пигментами, цвета были яркие и чистые. Мы с дедом выбирали самые яркие и свежие оттенки и красили дом, ворота и забор, украшенные выпиленными из фанеры орнаментами. Это для меня были самые счастливые дни. Весь наш дом был похож на карамельную шкатулку. 

Дед даже стол специально поставил у окна, чтобы во время чаепития смотреть на улицу и видеть, как прохожие останавливаются и разглядывают наше жилище. Дедушка очень любил журнал «Огонек», в котором печатали репродукции картин из наших музеев. Мне разрешалось собирать эти репродукции в альбом. Пожалуй, это и подвигло меня стать художником. Поэтому, как только я поняла, что красивые картинки можно создавать без холста и кисти, а с помощью фотоаппарата, то тут же нашла себя.

Глянец

В 90-е появились глянцевые издания — я очень любила их рассматривать. На фоне советской прессы, где все было одинаковым и минималистичным, глянец, с его красивыми картинками, стал эдаким революционным прорывом, не только стилистическим, но и интеллектуальным. Мне было очень интересно смотреть, как женское лицо превращается в произведение искусства, и я захотела, чтобы это стало моей профессией. Я создала маленькую группу единомышленников — то, что мы делали поначалу, было далеко от fashion-истории модных изданий. Потом было сотрудничество с московской галереей Fine Art, в качестве арт-директора и постановщика съемок.

Экспоцентр

Нашу команду представили ведущей рубрики «Современное искусство» в журнале L’Officiel Лене Пантелеевой, и спустя месяц знакомства я уже снимала для этого издания. Это был 2002 или 2003 год. До этого момента у меня уже был опыт бьюти-съемок для печатного издания Energee, проходили выставки и в галерее Fine Art в рамках международных фестивалей Московского дома фотографии. Мне всегда нравились съемки в жанре art-fashion, где идет работа с абстрактным художественным образом. Именно поэтому я люблю сложную стилизацию, часто - с использованием грима, художественных пигментов и бутафории. Несколько моих работ были названы лучшими съемками 10-летия в юбилейном издании L’Officiel. Конечно, мне было очень приятно. Сейчас в моем послужном списке достаточное количество изданий, с которыми мне довелось сотрудничать.

Арт-сборная

Среди множества достойных проектов хочется вспомнить работу со сборной России по художественной гимнастике. Результатом стали три выставочных проекта журнала TOPBEAUTY. Два из них экспонировались в Москве : «Красота победы» - в рамках чемпионата мира по художественной гимнастике в 2010 году и «Две стороны одной медали» - на выставочной площадке ГУМа.» Третий проект «Trois couleurs» мы показали на чемпионате мира во Франции, который проходил в городе Монпелье. Работы были выставлены прямо в фойе спортивного центра, несколько раз поклонники нашей сборной даже хотели их умыкнуть - пришлось выставлять охрану.»

Игра в ассоциации

Студенты часто спрашивают, как рождается идея той или иной съемки. Творческим катализатором может быть слово или понятие, которое как-то тебя затрагивает в эмоциональном плане. А дальше ты начинаешь это понятие раскладывать на ассоциативный ряд, вычленяя действительно то, что тебя трогает больше всего. Потом начинают приходить визуальные образы на твои ассоциации.

И твое дело выбирать, куда тебе двигаться, потому что ты творец и ты свободен в выборе. Когда-то это было личным «микро-изобретением», а сейчас это целая технология, названная мною «Визуальная практика», которая составляет часть моих курсов и мастер-классов. Логика подключается потом, когда ты начинаешь продумывать, что у тебя будет на первой полосе, что на развороте, сколько полос выделено под эту историю и т. д. Я всегда участвую в процессе верстки материала - на этом этапе можно придать истории особое звучание и даже малоинтересные кадры сделать значимыми. Листая разные издания, я даже делаю фотографии на телефон и потом анализирую разные виды версток. А вот подбирать одежду для съемок я не очень люблю, не получаю никакого удовольствия, расхаживая по бутикам. Мне гораздо проще работать как арт-директор, как креативный постановщик съемок, который что-то придумал, точно знает, в какую сторону нужно идти. Когда ясна цель, можно подбирать команду и раздавать задания.

Командный зачет

В руки фотокамеру не взяла до сих пор и не собираюсь этого делать. Я считаю, что каждый должен заниматься своим делом, фотограф — снимать, модель — позировать, а я, как постановщик съемки, придумывать интересные истории и образы. Мне комфортно работать в команде. Fashion-история — это дело коллективное, и от команды зависит все. Начиная от творческого союза с фотографом и стилистом, заканчивая правильным выбором модели, одежды, места съемки и антуража. Людей я себе в команду выбираю легких на подъем и не очень серьезных. Серьезные, они тяжеловесные, с ними трудно в работе.

Изображая жертву

Я по гороскопу Водолей, знак непростой. Обожаю все новое, быстро теряю интерес к знакомому и поднадоевшему. Я себя порой осаживаю, чтобы не метаться от одного занятия к другому. Приходится договариваться с самим собой, приводить разумные доводы, что дело должно не только нравиться, но и приносить доход. В какой-то момент я осознала, что недостаточно себя ценю и люблю. И то, что ты сам себе и главный ценитель, и главный учитель и ценнее у тебя никого нет. Я стала прислушиваться к себе и задавать вопросы и получать ответы, ведь только я знаю, что для меня лучше. Главное, чтобы вопросы к себе были конкретными: «Лена, ты хочешь этим заниматься? Тебе это принесет удовольствие?» — и честно себе ответить, и либо отказаться, либо принять предложение о работе.

Уроки рисования

Наше небольшое семейство любит собак и у нас сейчас живут три брюссельских гриффона. Это особый народец - умный, забавный и любвеобильный. Их бородатые рожицы часто рисует моя дочь Клара, у нас накопилась стильная и позитивная графическая серия «Похождения гриффонов». Клара вообще очень любит рисовать, и делает она это лучше меня. Если можно было родить гениального ребенка, я это сделала! Я сейчас планирую создать для себя микро-коллекцию минималистичной одежды оригинального кроя с графическими принтами, которые будут созданы с использованием элементов графики Клары. Для этого маленького бренда уже имеется имя - Liva Tagira!

Только спокойствие

Я несерьезно отношусь к собственной жизни. Достоинство это или недостаток, мне сложно судить. Сейчас, наверное, нет ничего, что могло бы выбить меня из колеи. В какой-то момент я перестала беспокоиться вообще. Когда ты отпускаешь ситуацию, то все получается само собой. Я получаю удовольствие, когда вижу, что эмоция, которую я хотела донести через образ и одежду, дошла до зрителя. Это сродни амбициям режиссера.